Т
Энгельсская детская организация "ПАРУС"Суббота, 28.12.2024, 12:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Сценарии игровых программ Регистрация Вход
ЛИДЕРЫ ЭНГЕЛЬССКОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ПАРУС"

                октябрь                                          
            
Акция "Территория добра" продолжается!
   

НАВИГАЦИЯ

КАТЕГОРИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ [7]
ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ [2]
МАТЕРИАЛ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЙ [2]
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ [0]
Игры [2]
Правила Дорожного Движения [1]
Материал для юных журналистов [3]
Методические разработки [6]

СМОТРИ

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВХОД НА САЙТ


ПОИСК

Главная » Сценарии » Методические разработки

Вожатый и детский коллектив

Вожатый  и детский коллектив

 

Методические материалы для вожатых, руководителей детских и молодежных

общественных организаций, педагогов,  работающих с детским коллективом

ЭДО «Парус», 2020г.

 

КОЛЛЕКТИВ

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив».  Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

  1. Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
  2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
  3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
  4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием  личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива.

 

КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность.

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех же случаях, когда  у ребенка иной опыт (беднее или богаче), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками.

Каждый человек с большей или меньшей энергией стремиться к самоутверждению в коллективе. Но далеко не всем это удается. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые ребенок может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

 

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Эффективность управления коллективом зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия. Управление коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

  1. Сбора информации о коллективе и входящих в него детей;
  2. Организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на каждую личность (А.Т. Куракин).

В практике педагогического управления коллективом необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением детей к самостоятельности, с их желанием проявить свою инициативу. Необходимо добиваться, чтобы цели и задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.
  2. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и не высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
  3. Высокой эффективности коллективного воспитания руководитель достигает лишь тогда, когда  сотрудничает с другими коллективами.
  4. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует педагог: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.
  5. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам  жизни коллектива.
  6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все боле высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).
  7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность персональных  отношений (симпатии – антипатии, совпадение  или  несовпадение  вкусов и т. д.). Второй уровень образует совокупность партнерских отношений (отношения между участниками совместной деятельности). Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Это обязывает воспитателя к такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.
  8. В разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих ребят. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.
  9. Необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ребенка в системе стихийно складывающихся внутриколлективных  отношений. К таким факторам относятся: особенности самого ребенка (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т.д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т.д.).
  10. Положение ребенка в коллективе зависит также от норм и стандартов, принятых в коллективе отношений. Один и тот же ребенок в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных детей в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.
  11. Грамотный воспитатель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить детей в новые отношения.

 

Литература

И.П. Подласый. Педагогика. – М., 2000 г.

продолжение

 

 

Категория: Методические разработки | Добавил: F@ner@ (09.07.2020)
Просмотров: 342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
НОВЫЕ ВИДЕО
Конкурс
рисунков на асфальте

Конкурс рисунков на асфальте

Веревочный курс

Веревочный курс

Дела лидерской смены




Друзья сайта
   
   ПАРУС В КОНТАКТЕ
          
             

     

Энгельсская детская организация "Парус" © 2024