Вожатый и детский коллектив
Методические материалы для вожатых, руководителей детских и молодежных
общественных организаций, педагогов, работающих с детским коллективом
ЭДО «Парус», 2020г.
КОЛЛЕКТИВ
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.
- Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
- Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
- Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
- Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива.
КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ
Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность.
Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех же случаях, когда у ребенка иной опыт (беднее или богаче), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками.
Каждый человек с большей или меньшей энергией стремиться к самоутверждению в коллективе. Но далеко не всем это удается. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые ребенок может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ
Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Эффективность управления коллективом зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия. Управление коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:
- Сбора информации о коллективе и входящих в него детей;
- Организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на каждую личность (А.Т. Куракин).
В практике педагогического управления коллективом необходимо соблюдать следующие важные правила:
- Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением детей к самостоятельности, с их желанием проявить свою инициативу. Необходимо добиваться, чтобы цели и задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.
- Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и не высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
- Высокой эффективности коллективного воспитания руководитель достигает лишь тогда, когда сотрудничает с другими коллективами.
- Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует педагог: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.
- Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни коллектива.
- Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все боле высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).
- Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность персональных отношений (симпатии – антипатии, совпадение или несовпадение вкусов и т. д.). Второй уровень образует совокупность партнерских отношений (отношения между участниками совместной деятельности). Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Это обязывает воспитателя к такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.
- В разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих ребят. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.
- Необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ребенка в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого ребенка (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т.д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т.д.).
- Положение ребенка в коллективе зависит также от норм и стандартов, принятых в коллективе отношений. Один и тот же ребенок в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных детей в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.
- Грамотный воспитатель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить детей в новые отношения.
Литература
И.П. Подласый. Педагогика. – М., 2000 г.
продолжение
|