Т
Энгельсская детская организация "ПАРУС"Суббота, 04.05.2024, 02:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Сценарии игровых программ Регистрация Вход
ЛИДЕРЫ ЭНГЕЛЬССКОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ПАРУС"

                октябрь                                          
            
Акция "Территория добра" продолжается!
   

НАВИГАЦИЯ

КАТЕГОРИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ [7]
ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ [2]
МАТЕРИАЛ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЙ [2]
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ [0]
Игры [2]
Правила Дорожного Движения [1]
Материал для юных журналистов [3]
Методические разработки [6]

СМОТРИ

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВХОД НА САЙТ


ПОИСК

Главная » Сценарии » Методические разработки

Вожатый и детский коллектив - продолжение

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

 

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Эффективность управления коллективом зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия. Управление коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

  1. Сбора информации о коллективе и входящих в него детей;
  2. Организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на каждую личность (А.Т. Куракин).

В практике педагогического управления коллективом необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением детей к самостоятельности, с их желанием проявить свою инициативу. Необходимо добиваться, чтобы цели и задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.
  2. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и не высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
  3. Высокой эффективности коллективного воспитания руководитель достигает лишь тогда, когда  сотрудничает с другими коллективами.
  4. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует педагог: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.
  5. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам  жизни коллектива.
  6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все боле высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).
  7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность персональных  отношений (симпатии – антипатии, совпадение  или  несовпадение  вкусов и т. д.). Второй уровень образует совокупность партнерских отношений (отношения между участниками совместной деятельности). Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Это обязывает воспитателя к такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.
  8. В разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих ребят. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.
  9. Необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ребенка в системе стихийно складывающихся внутриколлективных  отношений. К таким факторам относятся: особенности самого ребенка (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т.д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т.д.).
  10. Положение ребенка в коллективе зависит также от норм и стандартов, принятых в коллективе отношений. Один и тот же ребенок в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных детей в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.
  11. Грамотный воспитатель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить детей в новые отношения.

 

Литература

И.П. Подласый. Педагогика. – М., 2000 г.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Чтобы добиться успеха в своей деятельности вожатый  должен стать для детей и  подростков не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, к которому бы все прислушивались, человеком, умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать уже возникшие конфликты, умело предоставляющим детям разумную свободу. Для этого вожатому необходимо знать свои обязанности и права, стремиться выполнять  эти обязанности, с уважением относиться к детям, и, если это возможно, любить их, вне зависимости от их нравственных качеств. Вожатый  должен помнить, что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций нет, но есть некоторые закономерности, зная которые, можно найти свой, наиболее удачный выход, свое решение.

Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности. Нагляднее всего (это удобно и для запоминания) представить такие сведения в виде таблицы.

 

Физический рост и развитие

 

Особенности поведения

 

Советы  вожатому

Развитие детей  младшей группы (6—8 лет)

  • руки и ноги растут быстрее тела
  • общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам
  • высокий уровень актив­ности
  • стремление к общению вне семьи
  • стремление научиться различать, что такое хо­рошо и что такое плохо
  • понимание различий пола
  • стремление получить время на самостоятель­ные занятия
  •  ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным

 

  • организация подвиж­ных игр при      ограниче­нии прыжков и бега
  • развитие умения лазать и пользоваться качеля­ми
  • использование ритмиче­ских видов деятельно­сти; пение, драматиче­ские постановки
  • обучение правильным навыкам труда
  • обеспечение конкретно­сти поручений и творче­ской свободы детей при их выполнении
  • предоставление детям свободы действия, раз­вития способностей (при соблюдении нравствен­ных норм, распорядка жизни школы и т. п.)

Развитие детей средней группы (9—11 лет)

  • рост девочек опережает  рост мальчиков
  • в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее

 

  • стремление повелевать у мальчиков, подчинен­ность у девочек
  •  энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
  • часты беспокойные со­стояния, дети нуждают­ся в постоянной деятельности
  • стремятся к большой мускульной активности
  •  любят коллективные иг­ры
  •  шумны, спорят
  •  влюбчивы
  •  боятся поражения, чув­ствительны к критике
  •  интересы постоянно ме­няются
  •  мальчики играют с де­вочками; стремятся к соперничеству
  • начинают осознавать нравственные нормы
  • пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг

 

  • учет того обстоятельст­ва, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
  •  использование таких видов деятельности, кото­рые дают простор проявлению мускульной ак­тивности
  • организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам
  • организация разумного руководства; разумное направление пробуж­дающихся интересов к окружающему миру; стремление обстоятельно ответить на многочис­ленные вопросы детей

 

Развитие детей старшей группы (12—14 лет)

 

  •  девочки обычно выше мальчиков
  • половое созревание
  • быстрый рост мускула­туры
  • переутомление опасно
  • девочки менее активны

 

  •  мальчики склонны к групповому поведению
  •  дети испытывают внут­реннее беспокойство
  •  антагонизм между маль­чиками и девочками, дразнят друг друга
  • мнение группы сверст­ников более важно, чем мнение взрослых
  • дисциплина может стра­дать из-за «группового» авторитета
  • стремятся к соревнова­тельности, подчиняют свои интересы мнению команды
  •  сопротивление критике
  •  появляется интерес к за­работку

 

  • организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек)
  • предпочтение спортивным играм
  • использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий

Развитие подростков (15-16 лет)

  • наступает зрелость, со­провождаемая физиче­скими и эмоциональны­ми изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам)
  •  завершение роста скеле­та
  • различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже по­взрослели, а другие только начинают взрослеть
  • мальчики отстают в развитии на 2 года

 

  • девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
  • наблюдается беспокой­ство о своей внешности
  • растет социальная ак­тивность
  • стремление к достиже­нию независимости от своей семьи
  • поиск себя
  • происходит выбор буду­щей профессии
 
  • возникновение первой любви
  • появляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»

 

  • оказание помощи подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
  • руководство поведе­нием подростков построить так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
  • создание необходимых, условий для отдыха
  • учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
  • учет того обстоятельст­ва, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнова­ния, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организа­цию встреч с друзьями и т. д.

продолжение

начало

Категория: Методические разработки | Добавил: F@ner@ (10.07.2020)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
НОВЫЕ ВИДЕО
Конкурс
рисунков на асфальте

Конкурс рисунков на асфальте

Веревочный курс

Веревочный курс

Дела лидерской смены




Друзья сайта
   
   ПАРУС В КОНТАКТЕ
          
             

     

Энгельсская детская организация "Парус" © 2024