ЭДО «Парус», 2020г.
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Методические материалы для вожатых, руководителей детских и молодежных общественных организаций, педагогов, работающих с детским коллективом
Сущностными признаками воспитательной работы являются: участники деятельности (лица или группа лиц), в том числе организаторы, выступающие, зрители и т. д.; педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность); организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы); набор актов, ситуаций, процедур, порядок действий (алгоритм); организация пространства.
Исходя из этих признаков, сформулируем следующее определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.
Воспитательные мероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Выдвигая в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия, можно различать следующие формы воспитательной работы: защита, эстафета, бои, хеппинг.
Защита – каждая группа (каждый ребенок) выступает, действует сама по себе, объединяет их только общая тема.
Эстафета – совместно-последовательная деятельность: группы (дети) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами.
Бои – соревнования между группами (детьми), в частности, взаимообмен заданиями (например, КВН).
Хеппинг – одновременное взаимозависимое действие детей, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.
Костромская педагогическая школа предлагает в качестве основания для типологии способы передвижения участников. В этом случае выделяются три основных типа форм: статичные, статично-динамичные, динамико-статичные. Примерами статичных форм (представлений) являются линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, фронтальная беседа (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива), просмотр кино-, видео-, телефильма. Кратко охарактеризуем перечисленные формы.
- Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующая: ведущий линейки (находится в центре внимания), выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания), зрители, исполнители ритуальных действий. Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально – ценностного отношения к чему-либо и получение какой-либо информации. Важным представляется замечание С.П. Афанасьева о том, что происхождение линейки связано с построением войск.
- Митинг – представление, предполагающее демонстрацию тех или иных взглядов, позиций в виде монологических выступлений отдельных ораторов.
- Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады. Это представление какой-либо информации (актуальных проблем ) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В театральном сценарии – пьесе заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу – организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально – содержательный алгоритм.
- Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танцы, песни, театральные миниатюры и т.д.).
- Лекция – представление, предполагающее изложение в виде монолога совокупности взглядов на какой-либо предмет.
- Фронтальная беседа (в том числе «Встреча с интересным человеком», «Орлятский огонек») – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок фантазии» и т.д.) имитирует школьный урок, где ведущий играет роль учителя, остальные участники – учеников; правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.
- Диспут – специально организованное представление, предполагающее демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
- Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
- Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует только одна функция субъектов взаимодействия – зритель.
- Представление-соревнование – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. Разновидности: конкурсная программа на сцене, спортивные игры на площадке. Эта форма достаточно популярна (КВН, рыцарский турнир). Спортивные игры могут быть как традиционными, так и шутливыми.
Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцену, трибуну, спортивную площадку и т.д.), характер действий участников определяется их функциями выступающих или зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.
Второй тип форм воспитательной работы с детским коллективом – статично-динамичный. К этому типу можно отнести ярмарку, субботник, изготовление выставки, газеты, подготовка к представлению в кругу, ситуационно-ролевую игру, вечер общения в импровизированном кафе, продуктивную игру.
Характерной чертой этого типа форм является то, что одного центра внимания здесь нет. Центры внимания разбросаны по площадке, и каждый участник может выбирать их по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы.
Ярмарке присуще:
-
- Свободное движение участников по всему пространству, где расположены аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается традиционным образом: за участие выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Можно развернуть и целую экономическую игру. Можно тратить свои жетоны, получая за них карточки со словами. Тот, кто сможет собрать из полученных слов целую фразу или несколько фраз, становится победителям и получает специальный приз.
- Аттракцион – это специфический конкурс, не требующий особых умений и длительного времени на выполнение задания.
- Ярмарка начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов.
- Финал ярмарки может проходить в виде аукциона – распродажи, где участники на оставшиеся у них жетоны приобретают памятные призы и сувениры.
Алгоритм проведения ярмарки включает:
-
-
- Общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием;
- Свободное движение участников по площадке;
- Свободный выбор аттракциона и участие в нем;
- Финальный сбор, с аукционом и без него.
- Субботник (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно – практическая трудовая деятельность людей.
- Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.
- Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо представления. Каждый этап может быть выделен как отдельная форма работы.
- Представление в кругу – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, костер и т.п.), предполагающее перемещение участников по кругу.
- Ситуативно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, регламентированное правилами игры.
- Вечер общения в импровизированном кафе - специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Разновидности: «вечеринка», «посиделки», «салон», «клуб», «прием», «ассамблея».
- Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта, предполагающего обмен мнениями. В том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм продуктивной игры включает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).
- Танцевальная программа – дискотека с конкурсами, призами.
Литература
Под знаком пионерского содружества. «Пионерская копилка»: Орел, 2001 г.
Социометрическая методика
Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для осуществления оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.
Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу.
Ребятам предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать, в различных видах деятельности. Например:
1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?
2. С кем бы из членов отряда ты отправился в кругосветное путешествие?
3. С кем бы ты из членов отряда мог поделиться своими личными переживаниями?
Ребятам предлагается выбрать, как правило, не больше трех товарищей из отряда. Фамилии пишутся в именительном падеже.
Результаты представляют в форме матриц, которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.
Ф.И.О.
|
Иванов
|
Петров
|
Сидоров
|
…
|
…
|
ВС
|
Иванов
|
----------
|
2
|
1
|
|
|
2
|
Петров
|
1
|
-----------
|
|
2
|
3
|
3
|
Сидоров
|
3
|
|
-----------
|
1
|
2
|
3
|
…
|
|
|
|
-----------
|
|
|
Обозначение показателей
|
|
|
|
|
|
|
ВП
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
ВВ
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
По горизонтали и по вертикали матрицы в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов испытуемой группы.
Цифра «1» ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, «2», который был выбран вторым, «3» - третьим. В итоговых строках и столбцах:
ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;
ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;
ВВ - количество взаимных выборов.
Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе личных отношений.
Если человек получил наибольшее количество выборов - он относится к числу «звёзд». Если получил среднее количество выборов - к «предпочитаемым». Если меньше среднего числа выборов - к «пренебрегаемым».
Если не получил ни одного выбора - к «изолированным».
продолжение |