Т
Энгельсская детская организация "ПАРУС"Суббота, 28.12.2024, 12:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Сценарии игровых программ Регистрация Вход
ЛИДЕРЫ ЭНГЕЛЬССКОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ПАРУС"

                октябрь                                          
            
Акция "Территория добра" продолжается!
   

НАВИГАЦИЯ

КАТЕГОРИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ [7]
ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ [2]
МАТЕРИАЛ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЙ [2]
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ [0]
Игры [2]
Правила Дорожного Движения [1]
Материал для юных журналистов [3]
Методические разработки [6]

СМОТРИ

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВХОД НА САЙТ


ПОИСК

Главная » Сценарии » Методические разработки

ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

ЭДО «Парус», 2020г.

ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Методические материалы для вожатых, руководителей детских и молодежных общественных  организаций, педагогов,  работающих с детским коллективом

Сущностными признаками воспитательной работы являются: участники деятельности (лица или группа лиц), в том числе организаторы, выступающие, зрители и т. д.; педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность); организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы); набор актов, ситуаций, процедур, порядок действий (алгоритм); организация пространства.

Исходя из этих признаков, сформулируем следующее определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.

Воспитательные мероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Дела –  общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Выдвигая в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия, можно различать следующие формы воспитательной работы: защита, эстафета, бои, хеппинг.

Защита – каждая группа (каждый ребенок) выступает, действует сама по себе, объединяет их только общая тема.

Эстафета – совместно-последовательная деятельность: группы (дети) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами.

Бои – соревнования между группами (детьми), в частности, взаимообмен заданиями (например, КВН).

Хеппинг – одновременное взаимозависимое действие детей, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

Костромская педагогическая школа предлагает в качестве основания для типологии способы передвижения участников. В этом случае выделяются три основных типа форм: статичные, статично-динамичные, динамико-статичные. Примерами статичных форм (представлений) являются линейка, митинг, КВН, концерт,  спектакль, лекция, фронтальная беседа (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива), просмотр кино-, видео-, телефильма. Кратко охарактеризуем перечисленные формы.

  1. Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующая: ведущий линейки (находится в центре внимания), выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания), зрители, исполнители ритуальных действий. Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально – ценностного отношения к чему-либо и получение какой-либо информации. Важным представляется замечание  С.П. Афанасьева о том, что происхождение линейки связано с построением войск.
  2. Митинг – представление, предполагающее демонстрацию тех или иных взглядов, позиций в виде монологических выступлений отдельных ораторов.
  3. Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.

Разновидностями  спектакля являются устный журнал (газета),  выступление агитбригады. Это представление какой-либо информации (актуальных проблем ) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В театральном сценарии – пьесе заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому  педагогу – организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально – содержательный алгоритм.

  1. Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танцы, песни, театральные миниатюры и т.д.).
  2. Лекция – представление, предполагающее изложение в виде монолога совокупности взглядов на какой-либо предмет.
  3. Фронтальная беседа  (в том числе «Встреча с интересным человеком», «Орлятский огонек») – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок фантазии» и т.д.) имитирует школьный урок, где ведущий играет роль учителя, остальные участники – учеников; правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.
  4. Диспут – специально организованное представление, предполагающее демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
  5. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
  6. Просмотр  кино-, видео-, телефильма, спектакля – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует только одна функция субъектов взаимодействия – зритель.
  7.   Представление-соревнование – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. Разновидности: конкурсная программа на сцене, спортивные игры на площадке. Эта форма достаточно популярна (КВН, рыцарский турнир). Спортивные игры могут быть как традиционными, так и шутливыми.

Все эти  формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцену, трибуну, спортивную площадку и т.д.), характер действий участников определяется их функциями выступающих или зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.

Второй тип форм воспитательной работы с детским коллективом – статично-динамичный. К этому типу можно отнести ярмарку, субботник, изготовление выставки, газеты, подготовка к представлению в кругу, ситуационно-ролевую игру, вечер общения в импровизированном кафе, продуктивную игру.

Характерной чертой этого типа форм является то, что одного центра внимания здесь нет. Центры внимания разбросаны по площадке, и каждый участник может выбирать их по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы.

Ярмарке присуще:

    • Свободное движение участников по всему пространству, где расположены аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается традиционным образом: за участие выдаются  жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Можно развернуть и целую экономическую игру. Можно тратить свои жетоны, получая за них карточки со словами. Тот, кто сможет собрать из полученных слов целую фразу или несколько фраз, становится победителям и получает специальный приз.
    • Аттракцион – это специфический конкурс, не требующий особых умений и длительного времени на выполнение задания.
    • Ярмарка начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов.
    • Финал ярмарки может проходить в виде аукциона – распродажи, где участники на оставшиеся у них жетоны приобретают памятные призы и сувениры.

Алгоритм проведения ярмарки включает:

      • Общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием;
      • Свободное движение участников по площадке;
      • Свободный выбор аттракциона и участие в нем;
      • Финальный сбор, с аукционом и без него.
  1. Субботник (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно – практическая трудовая деятельность людей.
  2.   Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.
  3. Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо представления. Каждый этап может быть выделен как отдельная форма работы.
  4. Представление в кругу – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, костер и т.п.), предполагающее перемещение участников по кругу.
  5. Ситуативно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, регламентированное правилами игры.
  6. Вечер общения в импровизированном кафе  -  специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Разновидности: «вечеринка», «посиделки», «салон», «клуб», «прием», «ассамблея».
  7. Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта, предполагающего обмен мнениями. В том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм продуктивной игры включает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).
  8. Танцевальная программа – дискотека с конкурсами, призами.

Литература

Под знаком пионерского содружества. «Пионерская копилка»: Орел, 2001 г.

Социометрическая методика

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для осуществления оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу.

Ребятам предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать, в различных видах деятельности. Например:

1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?

2. С кем бы из членов отряда ты отправился в кругосветное путешествие?

3. С кем бы ты из членов отряда мог поделиться своими личными переживаниями?

Ребятам предлагается выбрать, как правило, не больше трех товарищей из отряда. Фамилии пишутся в именительном  падеже.

Результаты представляют в форме матриц, которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.

Ф.И.О.

Иванов

Петров

Сидоров

ВС

Иванов

----------

2

1

 

 

2

Петров

1

-----------

 

2

3

3

Сидоров

3

 

-----------

1

2

3

 

 

 

-----------

 

 

Обозначение показателей

 

 

 

 

 

 

ВП

2

1

1

 

 

 

ВВ

2

1

1

 

 

 

По горизонтали и по вертикали матрицы в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов испытуемой группы.

Цифра  «1»   ставится  в   столбец  того   члена  отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, «2», который был выбран вторым, «3» - третьим. В итоговых строках и столбцах:

ВС – количество     выборов,    сделанных    данным человеком;

ВП – сумма  выборов, полученных данным человеком;

ВВ - количество взаимных выборов.

Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе личных отношений.

Если человек получил наибольшее количество выборов - он относится к числу «звёзд». Если получил среднее количество выборов - к «предпочитаемым». Если меньше среднего числа выборов - к «пренебрегаемым».

Если не получил ни одного выбора - к «изолированным».

продолжение

Категория: Методические разработки | Добавил: F@ner@ (12.04.2020)
Просмотров: 1068 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
НОВЫЕ ВИДЕО
Конкурс
рисунков на асфальте

Конкурс рисунков на асфальте

Веревочный курс

Веревочный курс

Дела лидерской смены




Друзья сайта
   
   ПАРУС В КОНТАКТЕ
          
             

     

Энгельсская детская организация "Парус" © 2024