Т
Энгельсская детская организация "ПАРУС"Пятница, 03.05.2024, 19:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Сценарии игровых программ Регистрация Вход
ЛИДЕРЫ ЭНГЕЛЬССКОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ПАРУС"

                октябрь                                          
            
Акция "Территория добра" продолжается!
   

НАВИГАЦИЯ

КАТЕГОРИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ [7]
ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ [2]
МАТЕРИАЛ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЙ [2]
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ [0]
Игры [2]
Правила Дорожного Движения [1]
Материал для юных журналистов [3]
Методические разработки [6]

СМОТРИ

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВХОД НА САЙТ


ПОИСК

Главная » Сценарии » Методические разработки

ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ - продолжение

По горизонтали и по вертикали матрицы в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов испытуемой группы.

Цифра  «1»   ставится  в   столбец  того   члена  отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, «2», который был выбран вторым, «3» - третьим. В итоговых строках и столбцах:

ВС – количество     выборов,    сделанных    данным человеком;

ВП – сумма  выборов, полученных данным человеком;

ВВ - количество взаимных выборов.

Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе личных отношений.

Если человек получил наибольшее количество выборов - он относится к числу «звёзд». Если получил среднее количество выборов - к «предпочитаемым». Если меньше среднего числа выборов - к «пренебрегаемым».

Если не получил ни одного выбора - к «изолированным».

Удовлетворённость положением ребенка в отряде определяется по коэффициенту

к =

                             ВВ (число взаимных выборов)                

  ВС (число выборов, сделанных данным человеком)

Так, если  число ВВ  равно  0, а число выборов сделанных человеком 3,  и  К = О/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в сфере межличностных отношений.

Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) и отряде будет фиксироваться в случае примерного равенства:

«звёзды»+«предпочитаемые»= «пренебрегаемые»+«изолированные».

О низком уровне благополучия в отряде свидетельствует преобладание людей с низким статусом. Если «звёзды» + «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», то это говорит о высоком УБВ, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом, следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

В качестве примера проведем социометрическое изучение звена из 7 человек, в состав которого входят: Иванов, Петров, Цветков, Смирнова, Алексеев, Славина, Сидоров (возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну?»

Варианты выборов были следующие:

Иванов: Смирнова, Алексеев, Сидоров.

Петров: Иванов, Алексеев, Славина.

Цветков: Смирнова, Иванов, Петров.

Алексеев: Сидоров, Цветков, Иванов.

Смирнова: Цветков, Петров, Славина.

Славина: Иванов, Цветков, Алексеев.

Сидоров: Смирнова, Славина, Петров.

Составим матрицу для данного вопроса

Ф.И.О.

Ива-нов

Петров

Цветков

Алексеев

Смирнова

Славина

Сидоров

ВС

Иванов

------

--

--

2

1

--

3

3

Петров

1

----------

--

2

--

3

--

3

Цветков

2

3

----------

--

1

--

--

3

Алексеев

3

--

2

-----------

--

--

1

3

Смирно-ва

--

2

1

--

------------

3

--

3

Славина

1

--

2

3

--

-----------

--

3

Сидоров

--

3

--

--

1

2

------------

3

ВП

4

3

3

3

3

3

2

 

ВВ

1

0

1

1

1

0

0

 

Теперь приступим к анализу.

Максимальное количество выборов (4) получил Иванов. По числу выборов он явная «звезда». По всей  видимости, он является лидером звена.

Меньше всего выборов у Сидорова (2). При среднем числе выборов по данному звену (3). Таким образом, Сидорова можно отнести к пренебрегаемым. Поэтому вожатому необходимо очень внимательно отнестись к Сидорову - вероятно у него могут иметь место проблемы в межличностных взаимоотношениях с ребятами. Кроме того, у него нет ни одного взаимного выбора.

Пожалуй, и у «звезды» звена Иванова тоже есть проблемы, возможно, личного характера. Он выбирает Смирнову. А она его — нет.

В   целом,   на  первый  взгляд,  уровень   благополучия взаимоотношений в звене можно оценить как достаточно высокий:

 «звезд» - 1; «предпочитаемых »- 5; «пренебрегаемых»- 1; «изолированных» - нет.

Таким образом: 1+5 >1.

Но настораживает то, что имеет место очень низкий коэффициент удовлетворенности у ребят группы. У 3-х человек он приравнивается к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это говорит том, что, скорее всего дети общаются не с теми, с кем им хотелось бы. Возможно, что у Смирновой и Цветкова отсутствуют проблемы в межличностных отношениях, так как их приоритетные выборы совпали.

Заканчивая рассмотрение данного примера, напоминаем, что социометрическая методика в целях повышения ее эффективности предполагает составление трех матриц по трем различным вопросам, результаты которых оцениваются совместно. Для чего необходимо просуммировать полученные значения: ВП, ВВ, ВС - по всем трем матрицам. Вполне вероятно, что общая картина может измениться.

Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Внимательнее приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих дел, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в какой ситуации нужна ваша помощь.

Чтобы  дети не догадывались о проводимом исследовании лучше, если социометрию вы проведете в форме игры, например формирование команды для полета на Луну. В противном случае, они будут ожидать от вас результатов, которые для многих, вполне возможно, могут стать источником переживаний, ненужных психологических травм

Отдельно обращаем Ваше внимание на то, что результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей не должны выносится на обсуждение отряда и, используются вожатым только в целях оптимизации своей воспитательной деятельности.

начало

Категория: Методические разработки | Добавил: F@ner@ (12.04.2020)
Просмотров: 322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
НОВЫЕ ВИДЕО
Конкурс
рисунков на асфальте

Конкурс рисунков на асфальте

Веревочный курс

Веревочный курс

Дела лидерской смены




Друзья сайта
   
   ПАРУС В КОНТАКТЕ
          
             

     

Энгельсская детская организация "Парус" © 2024