ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ФОТОГРАФИИ
За все годы существования фотографии, она неоднократно доказывала, что имеет право относиться к изобразительному искусству. Как и все виды искусства, фотография со временем приобрела различные жанры. Многие из них совпадают с стилями живописи и графики. К основным из них можно отнести портрет, пейзаж, натюрморт.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ
До недавнего времени в профессиональном языке фотографов отсутствовало само понятие «документальная фотография». На сегодняшний день оно обозначает жанр фотографии, изображающий события и явления социального характера через глубокое погружение в тему.
История жанра
Как понятие документальная фотография появилась в США во время Великой депрессии. В 1935 году группа фотографов получила задание от правительства на создание фотографической документации о сельской жизни в Америке. Задача была предельно четкая: изобразить в работах обедневших сельских жителей, избегая художественности. Таким образом, уже тогда были заложены основные каноны документального фото, которые актуальны по сегодняшний день.
Большое количество работ, относящихся к классике данного жанра, были созданы после появления и распространения дальномерных и небольших 35-и миллиметровых камер.
Документальная фотография: специфика
Зачастую этот вид фотографии решает задачи фотожурналистики, именно поэтому его довольно часто относят к ее жанрам. Многие придерживаются того мнения, что фотодокументалистика главным образом должна выполнять информационные функции, но для некоторых она стала гораздо большим, чем простая фиксация каких-либо злободневных моментов и пересказывание сюжета. Она демонстрирует авторский взгляд на освещаемую проблему и призывает к определенным действиям.
Если проанализировать различные источники, то можно выделить основные черты, которые отличают данный жанр от других:
• запечатление социальной проблемы, которая вызывает резонанс;
• эстетичность кадров в сочетании с их естественностью и реалистичностью;
• обычно это несколько фотографий или даже целая развернутая серия снимков, связанных между собой общей темой или идеей;
• как правило, этот жанр тесно связан с политическими веяниями и сам претендует на политическое влияние;
• документальная фотография носит публичный характер.
Нередко снимок дополняется текстом, который описывает запечатленное событие, часто его составляет сам фотограф. Современная документальная фотография вышла за рамки повествования о злободневных проблемах, в ней все чаще проявляется субъективная позиция фотографа, его авторский стиль и взгляд. Но информационная функция, которая отличает ее от других жанров, все равно остается ведущей.
Документальные фотографии – уникальные, правдивые и прямые визуальные историко-художественные свидетельства тех или иных событий, в основе которых лежит серьезная сюжетная завязка. В документальном фото выделяют свои поджанры: уличная фотография, хроника, типология, социальный репортаж. Деление, конечно, весьма условно.
Одним из самых востребованных в фотодокументалистике является социальный репортаж. Еще один вид фотографии, который пользуется популярностью как у профессионалов, так и у любителей – уличная фотография. Ее отличие – отсутствие явной социальной направленности: изображаются обычные вещи и люди в обычных для себя ситуациях.
Ничего искусственного, все предельно «честно». Этим и подкупают снимки.
Актуальность жанра
Наш мир не совершенен, увы всегда были и будут социальные проблемы, которые требуют пристального внимания общества. Задача фотографа, снимающего в жанре документального фото, как можно точнее раскрыть то или иное событие или явление.
Как правило, свои работы фотодокументалисты представляют на суд публики в книгах, альбомах, либо на выставках. Большое количество документальных проектов стали известны благодаря страницам газет и журналов. Некоторые материалы используются для создания фильмов и передач. Большие возможности для самореализации представляет интернет.
Документальная фотография дает ощущение правдивости, искренности, неподдельности. Уловить и запечатлеть яркий момент как можно точнее, при этом не внося в него ничего искусственного – непростая задача.
РЕПОРТАЖ
Репортажная съемка – одно из самых востребованных направлений в современной фотографии. Слово «репортаж» в переводе с английского языка означает «отчет» или «сообщение», отсюда вытекает главная цель данного направления – доносить людям информацию с помощью искусства фотографии.
Фоторепортаж – это событийный рассказ в «картинках», который не требует дополнительных текстовых разъяснений, разве что небольших текстовок, рассказывающих о лицах, изображенных на снимках. Нередко «картинки» способны рассказать гораздо больше, чем текст, написанный на нескольких страницах. Данное направление в современной фотографии перекликается с популярным выражением «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», репортер предоставляет такую возможность людям.
Задача репортера отразить происходящее таким образом, чтобы на снимках присутствовала динамика и эмоциональность. На первый взгляд может показаться, что репортажная съемка весьма простое направление фотографии, однако это не так, скорее, наоборот, сделать качественный репортерский снимок – задача, требующая от специалиста большого опыта и профессионализма. Часто, чтобы получить качественную фотографию нужно сделать сотни попыток и только несколько снимков подойдут для размещения в серьезных печатных изданиях.
Отличительной особенностью репортажной съемки является тот факт, что репортер, в отличие от фотографа, который работает в жанре портрет, не может попросить потенциального объекта остановиться и подождать, пока он найдет нужный ракурс, все необходимо делать моментально, поэтому только человек с быстрой реакцией может позволить себе работать в области репортажной съемки. Репортажное фото легко отличить от постановочного даже не профессионалу, в качественном снимке читается непредвзятость и динамика, эмоциональность и выразительность. В условиях постоянного движения не всегда удаётся ровно скомпоновать кадр, в таких случаях фотограф обязательно должен уметь кадрировать изображения.
Итак, вы в качестве фотографа на съемке репортажа: фестиваля, праздника или любого другого мероприятия.
Прежде всего, для успешного проведения съемки, следует правильно подготовиться. Главное, что необходимо взять фотографу с собой, — это, конечно же, сама камера, вспышка и набор объективов. Также существуют и дополнительные приспособления, но это – основные.
Во время репортажа, фотограф должен быть полностью готов к съемке кадров различного плана.
Фотографы, которые работают в данном стиле фотографии, пользуются, по большому счету, оптикой двух видов:
• длиннофокусный объектив;
• широкоугольный объектив.
Одним из рабочих инструментов любого репортажного фотографа является вспышка. Освещение на подобного плана мероприятиях зачастую недостаточное, и дополнительный свет является естественной необходимостью. Пользуемся вспышкой.
Цветная калька.
Цветная калька, или же просто небольших размеров пластина из полупрозрачного пластика – необходимая в некоторых ситуациях вещь. Дело все в том, что свет от вспышки иногда бывает необходимо окрасить. К примеру, когда вам необходимо сделать более «теплым» свет вспышки. Для этого достаточно будет просто наклеить на вспышку оранжевую пластину – и боле теплые цвета фотографий вам обеспечены.
Свет от вспышки узконаправленный и очень жесткий. Именно для того, чтобы рассеять и смягчить его, и были придуманы рассеиватели и отражатели. Если вы хотите делать действительно профессиональные качественные снимки – они обязательно должны быть в вашем арсенале.
ПОРТРЕТ
Профессиональная портретная фотосъемка может превратиться в очень утомляющий стиль фотографии. Но если вы считаете, что фотосъемка портретов – это занятие, которое только и делает, что раздражает нервы фотографа, постарайтесь стать на место человека перед фотоаппаратом. Иногда человек, которого фотографируют, и фотограф представляют себе конечный результат абсолютно по-разному. Единственным лучшим советом в данном случае будет: объект фотосъемки портрета снимайте в непринужденной фотосъемке. И если вы будете стараться получить искренние, непосредственные моменты, то лучше вам отойти подальше от человека и буквально раствориться с фоном.
Если вам необходимо сфотографировать официальный портрет, то исчезнуть среди деревьев и сделать фотографии тайно у вас не получится. Вам придется говорить с моделью, постараться расслабить ее. В конечном итоге, должны получиться более естественные эмоции и, как следствие, соответствующий итоговый портрет человека на фотографии.
Есть небольшая хитрость: фотографируйте постоянно, поскольку постепенно модель станет привыкать к звуку затвора, расслабится, и вы получите хорошие кадры. Ваша модель не может ведь знать, какой именно кадр был последним.
Цифровые фотоаппараты обладают одним преимуществом, которого нет у пленочных старых фотокамер: жидкокристаллический монитор, с помощью которого можно видеть картину в целом, и при этом не нужно постоянно держать аппарат возле лица. Это позволяет фотографу свободнее общаться с моделью, видеть ее. Это даст возможность еще больше успокоить человека и, если в кадре вы снимаете больше одного человека, позволит им общаться между собой.
НАТЮРМОРТ
Натюрморт лучше всего начинать фотографировать с этюдов и упражнений, которые позволят в полной мере овладеть техникой передачи фактуры и формы разнообразных предметов.
Фактура – характер поверхности предмета (шершавая, гладкая, глянцевая, матовая и т.д.), а также качество материалов, из которого выполнены те или иные предметы (металл, стекло, камень, ткань, дерево, железо и др.).
А форма же – это внешние очертания предметов.
К примеру, представим, что делаем снимок обычного стакана с водой.
Чтобы получить интересное и фотографически грамотное изображение, необходимо будет решить три главные задачи:
1. Расположит объект в кадре.
2. Выбрать подходящее освещение.
3. Определить точку съемки.
Расположение объекта съемки в кадре является очень важным моментом при съемке в жанре натюрморт. От того, в каком месте кадра будет находиться предмет, зависит и восприятие его на снимке. Наименее интересным и наиболее скучным выглядит изображение, на котором главный предмет фотосъемки располагается в центре кадра. Лучше его сместить влево или вправо, вниз или вверх от центра.
Для того, чтобы данный стиль фотографии в полной мере передавал фактуру предмета (в нашем случае – стеклянного стакана), лучше его осветить сзади или сбоку. Контровое и боковое направление света лучше всего подойдет для этого.
Очень важно выбрать угол наклона фотоаппарата и точку съемки. Типичной ошибкой начинающего фотолюбителя является съемка всего с уровня груди. Данная точка съемки чаще всего является наименее интересной. Попробуйте немного присесть или же, наоборот, встать повыше и несколько наклонить фотоаппарат под более острым углом.
Если же вам сразу нужно сфотографировать несколько предметов, старайтесь подобрать предметы таким образом, чтобы они были наиболее тематически связаны друг с другом.
Предметы необходимо располагать не хаотично, а в определенном порядке. Это вовсе не значит, что нужно их все ставить в один ряд (словно на физкультуре, по росту, в линейку). Нет, напротив, в натюрморте как раз таки важен некоторый «художественный беспорядок», то есть, необходимо постараться расположить предметы в кадре таким образом, чтобы они интересно смотрелись и воспринимались глазом как единое целое.
ПЕЙЗАЖ
Объектом внимания фотографа-пейзажиста, прежде всего, является природа. Конечно, пейзаж может быть и городским, и деревенским, и морским; это может быть панорама или макросъемка; на снимках могут присутствовать здания, животные и даже люди, однако, В идеале, источник освещения должен располагаться за спиной фотографа.
Пейзаж – довольно трудоемкий жанр фотографии.
Это только кажется, что фотолюбитель приходит на природу, нажимает пару кнопочек, и получает шикарные кадры.
Для получения действительно стоящего кадра, который и другим не стыдно показать, фотографу приходится долго и кропотливо работать, причем вставать иногда часов в пять утра, хотя это должно быть, конечно, в радость, иначе и заниматься этим не имеет смысла.
Чтобы снять хороший пейзаж, прежде всего, необходимо любить природу, чувствовать и понимать ее красоту, хорошо владеть фотографической техникой и иметь просто художественный вкус.
Такой стиль фотографии, как пейзаж – это рассказ о природе и вашем понимании природы. Пейзаж может показать природу трогательной, подкупающе красивой и простой или же наоборот – могучей грозной силой.
Качественно сделанные снимки передают атмосферу тех мест, даже тем, кто в жизни не были там.
МАКРОСЪЕМКА
Макросъемка позволяет делать фотографии разнообразных объектов с особо близкого расстояния.
Зачастую мы просто не замечаем красоты окружающего мира, природы. Такой стиль фотографии, как макросъемка, может для вас открыть множество новых граней, которые оставались до этого незаметными. При помощи макросъемки можно выделить разнообразные объекты и предметы.
Но для качественной макросъемки и качественных фотоснимков, необходимо взять на вооружение некоторые секреты.
Если для съемки вы выбрали объект небольшого размера, то следует для него подобрать контрастный фон. Это даст возможность выделить объект среди общего фона. Не нужно бояться делать несколько снимков с одного ракурса. Ведь два кадра, которые на ваш взгляд одинаковы, могут достаточно различаться между собой.
Не бойтесь также экспериментов во время фотосъемки, создавая разнообразные композиции. Ведь нестандартный взгляд на окружающую природу зачастую позволяет сделать удивительные необычные фотографии. Для успешного проведения макросъемки, необходимо настроить резкость, замерить освещенность, выставить выдержку и диафрагму. После этого можно сделать снимок. При макросъемке очень важно делать правильную наводку на резкость. Для того, чтобы было возможно достичь достаточной глубины резкости на малом расстоянии, значение диафрагмы следует устанавливать 1/22 или 1/16. |